Вижай: 5-9 мая 2012
5 мая. "Нулевой" день.
Весь день мы собирали рюкзаки и докупали продукты. Вечером погрузились в газель и поехали, одновременно знакомясь с новой компанией - а незнакомыми для нас были все. Всего нас оказалось 12. Кроме нашего семейства были ещё мама с дочкой-пятиклассницей, а остальные все сами по себе.
6 мая. Первый день.
День начался в пути, мы все ещё ехали в машине. Приехали к Вижаю где-то около 1-2 часов - точно я не помню. Начало сплава - деревня Сараны, точнее - большая поляна на краю неё. Поляна была покрыта инеем и хрустела под ногами, а кроме того, там уже стояло пять-шесть туристских групп (это мы в темноте подумали, что их пять-шесть, а днём оказалось...). Кто-то спал, но большинство оглашали леса и деревню пением у костров.
Мы тоже поставили палатки, но петь не стали, легли сразу спать. Было холодно, небольшой минус за бортом и небольшой плюс под спальником.
Утром нас организованно разбудил в 8 часов руководитель похода Руслан. Пока дежурные готовили завтрак, все остальные собирали рюкзаки, и это делалось до жути медленно - с непривычки. А потом мы делали катамараны - их всего было два, и это было ещё медленней. Наконец мы отплыли.
Вижай там тонкий, шириной всего метров 10-15, и довольно бурный. Едва мы вышли на струю, начался так называемый слалом: только успевай отгребать от камней и от плывущих рядом катамаранов! Поначалу мы часто наезжали на камни и один раз даже существенно застряли посреди реки. Фотографировать не получалось - некогда было опустить руки, постоянно отгребались от камней.
К обеду пошёл снег.
Мокрые, но объевшиеся изумительным супом с форелью (наловили в реке - шутка), мы отправились дальше, все также в толпе других групп. Одновременно с нами по реке плыло около двадцати катамаранов. К вечеру они начали занимать стоянки, а мы шли по расписанию до девяти часов, так как у нас был длинный маршрут. Поэтому мы лишь глазели на появляющиеся костры по берегам. Стоянки там имеют вид полян, с которых только вчера или позавчера ушла вода - ровное, причесанное и хлюпающее под ногами пространство.
Наконец пришла пора вставать и нам, но мест уже не было, и мы проплыли ещё час сверх нормы. Но потом мы нашли милое местечко в лесу, гораздо лучше затопленников (этих мокрых полян).
Вечер был дивный и песенный, костер горел хорошо - там много дров, гораздо больше, чем на Чусовой, а у нас была мотопила и газовая "разжигалка" - и с кострами проблем не было.
7 мая. Второй день.
Мы продолжили сплав, все ещё в компании множества групп-соседей, хотя их и стало чуть меньше, ведь мы старались идти быстро и часть существенно обогнали. В этот день нам предстояло пройти основные приключения похода - Койвинский порог и Пашийский прижим.
Койвинский порог оказался ближе, чем мы думали, и мы просто вплыли в него, ещё не зная, что это он. Вдруг валы стали больше, катамаран окунулся, до нас наконец дошло, что мы в пороге, и мы дружно отгребались от нескольких здоровенных каменюк, на которых нас несло. По берегу бегали люди с нашего второго катамарана, который шёл впереди и уже прошёл порог. Они, как потом оказалось, просто нас фоторгафировали. Было весело. Мы устремились дальше, в Пашию, перед ней пообедали, а потом аккуратно плыли вдоль берега, чтобы на этот раз затормозить вовремя и осмотреть порог.
Пашия - промышленная деревня. Там есть обычные деревенские дома с участками и огородами, но чуть дальше начинается завод, который стоит прямо на берегу реки. Мы шли пешком по краю его территории (бетонные стены, заборы, железные дороги технического назначения, вышедшие из строя шестеренки размером с автомобиль, металлический шум двигающихся штуковин неподалёку и жуткий дым, валящий из труб в небо) и смотрели, что творится на воде, а Пашийский прижим, надо сказать - это антропогенное препятствие, на котором случаются даже кили катамаранов (опрокидывания в воду туристами вниз). Русло становится узким, течение усиливается, что-то неведомое создаёт громогласное бульканье и высокие валы.
Но в нашем случае паводок уже прошёл, и ничего совсем ужасного там не было, всего одна "бочка" - слив воды с крупного камня. От неё нам предстояло отгребаться.
Мы вернулись к катамаранам и поплыли. Руководитель сказал нам, что если нас всё же нанесет на бочку, не грести, а держаться всеми руками и ногами за раму катамарана и стараться не свалиться в воду. Но нас не нанесло, мы аккуратно прошли рядом и полюбовались на пену на воде.
Потом мы начали готовиться искать стоянку.
Часть групп в Пашие выбросились, и народу стало меньше, но всё же стоянки все были заняты. После Пашии Вижай меняет свое обличье: по реке там прошла некая драга, которая перекопала русло в поиках ценных металлов и минералов. Поэтому посреди уже расширившейся с первого дня сплава реки было что-то вроде длинного острова - перегородки высотой в метров пять-десять, состоящего из переработанных "нарубленных" камней и выросших на них деревьев. Одна протока реки была как правило стоячая и узкая, другая - с течением и пошире, и через каждые метров 200-500 эти протоки менялись местами. Это выглядело как разрыв в острове-перегородке, через который вода бурно устремлялась в соседнюю протоку. Каждый такой переход воспринимался нами как короткий, но порой довольно сложный порог. Вскоре мы устали как собаки, но стоянок всё не было. Наконец мы, в очередной раз перетекая из одной протоки в другую, увидели чуть выше по течению место для стоянки. По стоячей воде подняться вверх было не сложно, и мы наконец встали. Все устали, и песен под гитару в тот вечер не было. Мы посчитали, сколько нам осталось, и обнаружили, что не успеваем пройти маршрут. Решено было плыть не до города Чусового, а до впадения Вижая в Вильву, что на 30 км ближе, и там тоже есть дорога.
8 мая. Третий день.
Проснувшись по расписанию, мы готовили завтрак, так как наше семейство нынче было дежурным. Потом поплыли дальше, но едва мы начали сплав, как пошёл дождь. У нас были непромокаемые одежки, две из которых мы купили непосредственно к этому походу, и в них были я и Аня. Однако вскоре обнаружилось, что новые "непромокашки" обладают удивительной пропускной способностью. Иными словами, мы стали сырые до трусов, причём сырые ледяной водой. К счастью, у нас были ещё плащи от дождя, которые мы не предполагали надевать, так как они длинные и в них не так удобно сидеть верхом на катамаране. Но они не пропускали воду. На обеде (во время которого дождь очень удачно прекратился) мы подсушили одежду у костра, переоделись в плащи и поплыли дальше. Дождь пошёл снова, но мы были уже готовы. Мы должны были сегодня подплыть к самому впадению в Вильву, чтобы завтра быть уже у самого места сборов и не тратить времени на долгий сплав. Драга вскоре закончилась, река стала единой и текла быстрей.
Наконец мы встали на большой поляне, где кроме нас стояли ещё две группы - но плыть дальше было уже никак. Поляна была самым классическим затопленником, и под ногами везде чавкало. Вечером ещё раз прошёл дождь, точнее - гроза. Мы долго сушились и пели у костра, потом разошлись спать.
9 мая. Четвёртый день, последний.
Утром мы собирали рюкзаки так, чтобы ехать в город, и снова всё было долго. Плыть до Вильвы было не больше часа, и вскоре мы уже причалили и начали разбирать и сушить катамараны. Нам повезло - вышло солнце, и всё чудесно просохло. Потом приехала наша газель, и мы отправились домой. Ехали под солнцем, было светло и весело. Ели мармелад и орехи.
Приехали в Пермь, со всеми попрощались и разошлись... Вот и кончился поход.